Печенкина Анастасия Юрьевна Персональный сайт педагога

Подвижные игры для детей. Картотека

 1.Картотекаподвижных игр для детей. 

 

 

«Вороны и воробьи»

 

Выбираются 2 команды: “вороны” и “воробьи”. Взрослый медленно говорит: “Вороны!” и дети - “вороны” ловят “воробьев”, команде “Воробьи!” - наоборот!

1.1

 

 

«Где же наши ручки?»

 

Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют

соответствующие движения.

У меня пропали руки.

Где вы, рученьки мои?

(руки за спиной)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять.

(показывают руки)

У меня пропали уши.

Где вы, ушеньки мои?

(уши закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять.

(показывают уши)

У меня пропали глазки.

Где вы, глазоньки мои?

(глаза закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять.

(убирают ладошки от глаз)

 

1.2

 

 

 

 

 

 

«Зайцы и волк»

Играющие зайцы, один – волк. Зайцы стоят в домиках (обручах). Волк на противоположной стороне площадки в овраге. Воспитатель произносит:

Зайки скачут – скок, скок, скок.

На зеленый, на лужок,

Травку щиплют, кушают

Осторожно слушают.

Не идет ли волк.

В соответствии с текстом зайцы прыгают на обеих ногах, прохажива­ются, щиплют травку. По сигналу «Волк!» убегают в домики, а волк их ло­вит. Пойманных зайцев уводит к себе в овраг. Игра повторяется 2-3 раза, потом роль волка исполняет другой играющий.

Каждый заяц занимает только свой домик. У зайцев может быть и один общий дом.

1.3

«Замри»

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

1.4

«Затейники (ровным кругом)»

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспи­татель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом,

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе,

Сделаем… вот так! Все выполняют то упражнение, которое показывает затейник, тот, у кого получилось, лучше всех, становится затейником. Игра повторяется вновь.

1.5

«Кот и мыши»

Игра проводится с небольшой группой детей в комна­те (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой.

С помощью гимнастической лестницы, поставлен­ной на ребро, реек, положенных на стойки, или шнура огораживается место для «мышек». Выбирается «кот». Он садится на большой стул пли пенек. Мышки сидят в норках. Воспитатель говорит:

Кошка мышек сторожит,

Притворилась, будто спит.

Мышки вылезают из норок (пролезают между рейка­ми, лестницей или под шнур) и начинают бегать. Через некоторое время воспитатель говорит:

Тише, мышки, не шумите.

Кошку вы не разбудите...

Это сигнал кошке; она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спину, громко произносит «мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.

Игру можно повторять 3 - 4 раза, с другими кошками.

На роль кошки надо выбирать вначале наиболее раз­витых, подвижных детей, а затем и более робких, всяче­ски поощряя их.

1.6

 

«Котятки»

 

Можно поиграть с малышом в игру-имитацию.

Ребёнок выполняет движения соответственно тексту.

 

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко-сладко засыпали:

Вот так, вот так!

1.7

 

«Котята и щенята»

 

Играющие делятся на две группы: одни "котята", другие "щенята", они находятся в разных концах площадки. По сигналу котята начинают бегать, легко, как бы играя. На слова "котята!" они произносят "мяу!". В ответ на это щенята лают "гав-гав-гав!", на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются на свои места.

После 2-3 повторений дети меняются ролями. Закончить игру можно следующим образом: предложить всем тихо и медленно "по-кошачьи" пройти.

1.8

«Круг-кружочек»

 

Выбирается водящий. Дети образуют круг, так чтобы водящий был в центре, и идут по часовой стрелке, приговаривая:

Круг-кружочек

Аленький цветочек

Раз, два, три

Повернись-ка (имя) ты!

Затем круг останавливается, а тот чье имя назвали, поворачивается спиной

вкруг и продолжает так движение

1.9

«Курочка-хохлатка»

 

Выбирается водящий, который становится кошкой. Дети-цыплята вместе с воспитателем-курочкой, идут и клюют зерна и произносят такие слова:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: ко-ко,

Не ходите далеко.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка,

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка вскакивает, начинает мяукать и догонять цыпляток, они убегают и прячутся в курятнике.

1.10

 

 

 

 

«Ловишки с ленточками»

Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, получают полоску из цветного ма­териала или ленточку, которую они закладывают сза­ди за пояс. Ловишка встает в центре круга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по пло­щадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытя­нуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся игрок лен­точки временно отходит в сторону.

По сигналу воспитателя «Раз, два, три, в круг ско­рей беги!» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Другой вариант игры. Перед каждым повторением игры дети могут идти по кругу со словами: «Мы, веселые ребята, любим, бе­гать и играть. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три -  лови!»

1.11

«Лохматый пес»

Выбирается водящий, который становится псом, который спит в конуре. Дети вместе с воспитателем тихо на носочках идут к псу и  произносят такие слова:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой, уткнувши нос,

Тихо-смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет.

Пес вскакивает, начинает лаять и бежит за детьми, они убегают и прячутся в доме.

1.12

«Лягушата»

В центре площадки рисуют круг или обозначает его шнуром, веревкой — это болото. Малыш — лягушонок стоит боком к кругу, взрослый произносит:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки,

Ква-ква,

Ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки.

Малыш прыгает на двух ногах по кругу. А по окончании стихотворения прыгает в круг. При повторении игры прыжки выполняются в другую сторону.

1.13

«Мы топаем ногами»

 

Дети становятся друг напротив друга. Между ними — игрушки, кегли или кубики, поставленные по кругу (диаметр круга 2 метра). Воспитатель медленно произносит стишок, а ребенок выполняет движения в соответствии с текстом:

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

По сигналу воспитателя «Стой!» малыши должны остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.

1.14

 

«Мыши в кладовой»

Дети-«мыши» сидят в «норках» — на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по од­ной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 50—40см. Это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой вначале исполняет воспитатель, а затем — дети.

Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Прони­кая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть верев­ку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

Во второй половине года, когда дети усвоят правила можно ввести усложнение: пойманные мышки пропу­скают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), а при последующем повторении снова иг­рают.

1.15

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мышеловка»

 

Дети становятся в круг, взявшись за руки – это мышеловка. Один или двое детей - «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

 

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, всё поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

 

Во время произнесения текста «мыши» вбегают и выбегают из круга. С последним словом «мышеловка захлопывается» – дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «мышки» считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие «мышки».

1.16

«Найди свой домик»

 

Каждый ребенок выбирает себе домик (обруч, кубик, мяч, флажок). По сигналу дети бегают по площадке в разных направлениях. На сигнал «Найди свой домик» занимают свои места. Бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваться. Вместе с воспитателем проверяют все ли в своих домиках.

1.17

«Огуречик, огуречик»

На одном конце площадки – воспитатель - «ловишка», на другом - дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах и произносят слова:

Огуречик, огуречик.

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

По окончании слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

1.18

 

 

 

 

 

«Охотники»

Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны .сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.

1.19

«Паровоз»

Дети строятся в колонну по одной стороне площадки пли вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне — «паровоз», остальные — «вагоны».

Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем бы­стрее и, наконец, переходят на бег (при медленном дви­жении дети могут произносить звук

«чу-чу-чу»).

«Поезд подъезжает к станции», — говорит воспита­тель. Дети постепенно замедляют темп и останавлива­ются.

Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда во­зобновляется.

Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей.

Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.

1.20

«Птички в гнёздышке».

 Нарисуйте на земле, в зале можно использовать обручи, несколько кругов – это гнёздышки.

По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Взрослый произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали – крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

 По сигналу: «Летите домой в гнёздышки!» дети возвращаются в «гнёздышки» – сначала в любое

 Затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого «вылетел».

1.21

«Пузырь»

Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Ко­гда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опус­кают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.

Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возоб­новляется.

Другой вариант  игры

После слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются, куда кто хочет (в пределах площадки), и воспи­татель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»

В этом варианте игру можно повторить 3—4 раза.

1.22

 

«Рыбачек и рыбки»

На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих - рыбачек - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачек, рыбачек, поймай нас на крючок».

На последнем слове рыбачек вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбаком и идет в центр круга.

1.23

«Салют (брось и догони)»

Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «Догоните мячи», «Салют» выбрасы­вает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мяча­ми, берут их и снова кладут в корзину. Игра повто­ряется.

Мячей должно быть столько, сколько детей, чтобы каждый ребенок мог догнать мяч и положить его в кор­зину.

 

 

1.24

 

«Совушка»

 

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные – Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает – все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает –всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.

1.25

 

«Солнышко»

 

Вот как солнышко встает (Медленно поднимают руки вверх)

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет (Медленно опускают руки)

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо («Фонарики»)

Солнышко смеется,

А под солнышком всем (Хлопают в ладоши)

Весело поется.

Солнце рано утречком поднималось,

Студеной водицею умывалось.

Протоптало солнышко сто дорожек!

Почему у солнышка столько ножек?

1.26

 

 

«Солнышко и дождик»

 

Дети выбирают себе домики. По сигналу взрослого: «Солнышко!»- идут гулять, а по сигналу: «Дождик!»- прячутся в свои домики. В этой игре во время прогулки дети могут не только бегать, но и выполнять движения, предложенные (показанные) воспитателем.

1.27

 

 

 

 

 

 

«Тишина»

Дети идут в колонну по одному и говорят:

Тишина у пруда.

Не колышется вода.

Не шумят камыши.

Засыпайте, малыши

Когда звучат последние слова, дети останавливаются, приседают, на­клоняют голову и закрывают глаза (10 сек.).

Присев, не шевелиться, соблюдать тишину. Нарушивший правила, становится в конец колонны.

1.28

«Трамвай»

Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны пло­щадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы ко­торого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой — левой). Воспитатель находится в одном из. углов комнаты и держит в руке три цветных флага — желтый, красный и зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут — «трамвай» двига­ется. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флага: если поднят зеленый флаг, движе­ние трамвая продолжается, если появился желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова дви­гаться.

Если желающих играть много, можно усложнить сюжет игры, например, устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке,

останавли­вается; одни пассажиры выходят, другие входят.

1.29

«Тучка и солнышко»

Тучка солнышко закрыла,

Наших деток намочила!

Ну-ка, все сюда бегом,

Вас накрою я зонтом!

     Взрослый проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт.

     Предлагает малышу спрятаться под ним. Убирает зонт:

 Тучка спряталась за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое,

Тёплое, лучистое.

      Попрыгайте и побегайте с малышом по залу

      Повторите 2-3 раза эту игру.

1.30

 

«У медведя во бору».

 

С помощью считалки дети выбирают «медведя». Место для «берлоги» очерчивают кругом. В 10–15 метрах от берлоги размечают второй круг – это «дом». Игра начинается по команде воспитателя. Медведь сидит в берлоге, дети выходят из дома и произносят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит

Все на нас рычит

Веточка обломится

Медведь за вами гонится!

Декламируя стихи, дети расходятся в разные стороны. Как только стихи сказаны, медведь выбегает из берлоги и старается поймать кого-то из детей. Все должны быстро укрыться в домике. Если медведь кого-то поймал, то пойманный становится медведем.

1.31

 

 

«Угадай, что изменилось?»

 

Перед началом игры следует подготовить инвентарь. Строить разные фигуры из приготовленного инвентаря. Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение.

 

 

1.32

 

«Уголки»

Играющие

4 октября 2017 в 20:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.