|
Подвижные игры для детей. Картотека
1.Картотекаподвижных игр для детей.
«Вороны и воробьи»
Выбираются 2 команды: “вороны” и “воробьи”. Взрослый медленно говорит: “Вороны!” и дети - “вороны” ловят “воробьев”, команде “Воробьи!” - наоборот!
1.1
|
«Где же наши ручки?»
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют
соответствующие движения.
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
(руки за спиной)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(показывают руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
(уши закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(показывают уши)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
(глаза закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(убирают ладошки от глаз)
1.2
|
«Зайцы и волк»
Играющие зайцы, один – волк. Зайцы стоят в домиках (обручах). Волк на противоположной стороне площадки в овраге. Воспитатель произносит:
Зайки скачут – скок, скок, скок.
На зеленый, на лужок,
Травку щиплют, кушают
Осторожно слушают.
Не идет ли волк.
В соответствии с текстом зайцы прыгают на обеих ногах, прохаживаются, щиплют травку. По сигналу «Волк!» убегают в домики, а волк их ловит. Пойманных зайцев уводит к себе в овраг. Игра повторяется 2-3 раза, потом роль волка исполняет другой играющий.
Каждый заяц занимает только свой домик. У зайцев может быть и один общий дом.
1.3 |
«Замри»
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
1.4 |
«Затейники (ровным кругом)»
Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:
Ровным кругом,
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе,
Сделаем… вот так! Все выполняют то упражнение, которое показывает затейник, тот, у кого получилось, лучше всех, становится затейником. Игра повторяется вновь.
1.5 |
«Кот и мыши»
Игра проводится с небольшой группой детей в комнате (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой.
С помощью гимнастической лестницы, поставленной на ребро, реек, положенных на стойки, или шнура огораживается место для «мышек». Выбирается «кот». Он садится на большой стул пли пенек. Мышки сидят в норках. Воспитатель говорит:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спит.
Мышки вылезают из норок (пролезают между рейками, лестницей или под шнур) и начинают бегать. Через некоторое время воспитатель говорит:
Тише, мышки, не шумите.
Кошку вы не разбудите...
Это сигнал кошке; она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спину, громко произносит «мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.
Игру можно повторять 3 - 4 раза, с другими кошками.
На роль кошки надо выбирать вначале наиболее развитых, подвижных детей, а затем и более робких, всячески поощряя их.
1.6 |
«Котятки»
Можно поиграть с малышом в игру-имитацию.
Ребёнок выполняет движения соответственно тексту.
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!
1.7 |
«Котята и щенята»
Играющие делятся на две группы: одни "котята", другие "щенята", они находятся в разных концах площадки. По сигналу котята начинают бегать, легко, как бы играя. На слова "котята!" они произносят "мяу!". В ответ на это щенята лают "гав-гав-гав!", на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются на свои места.
После 2-3 повторений дети меняются ролями. Закончить игру можно следующим образом: предложить всем тихо и медленно "по-кошачьи" пройти.
1.8 |
«Круг-кружочек»
Выбирается водящий. Дети образуют круг, так чтобы водящий был в центре, и идут по часовой стрелке, приговаривая:
Круг-кружочек
Аленький цветочек
Раз, два, три
Повернись-ка (имя) ты!
Затем круг останавливается, а тот чье имя назвали, поворачивается спиной
вкруг и продолжает так движение
1.9 |
«Курочка-хохлатка»
Выбирается водящий, который становится кошкой. Дети-цыплята вместе с воспитателем-курочкой, идут и клюют зерна и произносят такие слова:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: ко-ко,
Не ходите далеко.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка,
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Кошка вскакивает, начинает мяукать и догонять цыпляток, они убегают и прячутся в курятнике.
1.10
|
«Ловишки с ленточками»
Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, получают полоску из цветного материала или ленточку, которую они закладывают сзади за пояс. Ловишка встает в центре круга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся игрок ленточки временно отходит в сторону.
По сигналу воспитателя «Раз, два, три, в круг скорей беги!» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.
Другой вариант игры. Перед каждым повторением игры дети могут идти по кругу со словами: «Мы, веселые ребята, любим, бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови!»
1.11 |
«Лохматый пес»
Выбирается водящий, который становится псом, который спит в конуре. Дети вместе с воспитателем тихо на носочках идут к псу и произносят такие слова:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой, уткнувши нос,
Тихо-смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что же будет.
Пес вскакивает, начинает лаять и бежит за детьми, они убегают и прячутся в доме.
1.12 |
«Лягушата»
В центре площадки рисуют круг или обозначает его шнуром, веревкой — это болото. Малыш — лягушонок стоит боком к кругу, взрослый произносит:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква,
Ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Малыш прыгает на двух ногах по кругу. А по окончании стихотворения прыгает в круг. При повторении игры прыжки выполняются в другую сторону.
1.13 |
«Мы топаем ногами»
Дети становятся друг напротив друга. Между ними — игрушки, кегли или кубики, поставленные по кругу (диаметр круга 2 метра). Воспитатель медленно произносит стишок, а ребенок выполняет движения в соответствии с текстом:
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
По сигналу воспитателя «Стой!» малыши должны остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.
1.14
|
«Мыши в кладовой»
Дети-«мыши» сидят в «норках» — на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 50—40см. Это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой вначале исполняет воспитатель, а затем — дети.
Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.
Во второй половине года, когда дети усвоят правила можно ввести усложнение: пойманные мышки пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), а при последующем повторении снова играют.
1.15
|
«Мышеловка»
Дети становятся в круг, взявшись за руки – это мышеловка. Один или двое детей - «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста «мыши» вбегают и выбегают из круга. С последним словом «мышеловка захлопывается» – дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «мышки» считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие «мышки».
1.16 |
«Найди свой домик»
Каждый ребенок выбирает себе домик (обруч, кубик, мяч, флажок). По сигналу дети бегают по площадке в разных направлениях. На сигнал «Найди свой домик» занимают свои места. Бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваться. Вместе с воспитателем проверяют все ли в своих домиках.
1.17 |
«Огуречик, огуречик»
На одном конце площадки – воспитатель - «ловишка», на другом - дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах и произносят слова:
Огуречик, огуречик.
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
По окончании слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.
1.18
|
«Охотники»
Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны .сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.
1.19 |
«Паровоз»
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки пли вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне — «паровоз», остальные — «вагоны».
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук
«чу-чу-чу»).
«Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.
Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей.
Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.
1.20 |
«Птички в гнёздышке».
Нарисуйте на земле, в зале можно использовать обручи, несколько кругов – это гнёздышки.
По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.
Взрослый произносит слова:
Вот летели птички, птички невелички.
Все летали, все летали – крыльями махали.
На дорожку сели, зёрнышек поели.
Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.
Перышки почистим, чтобы были чище.
Вот так, вот так, чтобы были чище!
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.
По сигналу: «Летите домой в гнёздышки!» дети возвращаются в «гнёздышки» – сначала в любое
Затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого «вылетел».
1.21 |
«Пузырь»
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.
Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется.
Другой вариант игры
После слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются, куда кто хочет (в пределах площадки), и воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»
В этом варианте игру можно повторить 3—4 раза.
1.22 |
«Рыбачек и рыбки»
На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих - рыбачек - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачек, рыбачек, поймай нас на крючок».
На последнем слове рыбачек вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбаком и идет в центр круга.
1.23 |
«Салют (брось и догони)»
Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «Догоните мячи», «Салют» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и снова кладут в корзину. Игра повторяется.
Мячей должно быть столько, сколько детей, чтобы каждый ребенок мог догнать мяч и положить его в корзину.
1.24 |
«Совушка»
Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные – Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает – все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает –всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.
1.25 |
«Солнышко»
Вот как солнышко встает (Медленно поднимают руки вверх)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет (Медленно опускают руки)
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо («Фонарики»)
Солнышко смеется,
А под солнышком всем (Хлопают в ладоши)
Весело поется.
Солнце рано утречком поднималось,
Студеной водицею умывалось.
Протоптало солнышко сто дорожек!
Почему у солнышка столько ножек?
1.26
|
«Солнышко и дождик»
Дети выбирают себе домики. По сигналу взрослого: «Солнышко!»- идут гулять, а по сигналу: «Дождик!»- прячутся в свои домики. В этой игре во время прогулки дети могут не только бегать, но и выполнять движения, предложенные (показанные) воспитателем.
1.27
|
«Тишина»
Дети идут в колонну по одному и говорят:
Тишина у пруда.
Не колышется вода.
Не шумят камыши.
Засыпайте, малыши
Когда звучат последние слова, дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза (10 сек.).
Присев, не шевелиться, соблюдать тишину. Нарушивший правила, становится в конец колонны.
1.28 |
«Трамвай»
Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой — левой). Воспитатель находится в одном из. углов комнаты и держит в руке три цветных флага — желтый, красный и зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут — «трамвай» двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флага: если поднят зеленый флаг, движение трамвая продолжается, если появился желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигаться.
Если желающих играть много, можно усложнить сюжет игры, например, устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке,
останавливается; одни пассажиры выходят, другие входят.
1.29 |
«Тучка и солнышко»
Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!
Взрослый проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт.
Предлагает малышу спрятаться под ним. Убирает зонт:
Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Тёплое, лучистое.
Попрыгайте и побегайте с малышом по залу
Повторите 2-3 раза эту игру.
1.30 |
«У медведя во бору».
С помощью считалки дети выбирают «медведя». Место для «берлоги» очерчивают кругом. В 10–15 метрах от берлоги размечают второй круг – это «дом». Игра начинается по команде воспитателя. Медведь сидит в берлоге, дети выходят из дома и произносят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит
Все на нас рычит
Веточка обломится
Медведь за вами гонится!
Декламируя стихи, дети расходятся в разные стороны. Как только стихи сказаны, медведь выбегает из берлоги и старается поймать кого-то из детей. Все должны быстро укрыться в домике. Если медведь кого-то поймал, то пойманный становится медведем.
1.31
|
«Угадай, что изменилось?»
Перед началом игры следует подготовить инвентарь. Строить разные фигуры из приготовленного инвентаря. Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение.
1.32
|
«Уголки»
Играющие |
4 октября 2017 в 20:22
|